УСЛУГИ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Компания

Защита деловой репутации


В соответствии со ст. 152 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Также в Гражданском кодексе закреплены права о защите чести и достоинства гражданина после его смерти. 
Термин «честь», согласно трактовке толкового словаря русского языка С. И. Ожегова имеет четыре общеупотребительных значения:
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы;
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
3. Целомудрие, непорочность;
4. Почет и уважение
С юридической точки зрения честь представляет собой социально значимую общественную оценку личности. Иными словами честь – это оценка личности обществом, т.е. положительное мнение окружающих людей о конкретной личности.
Достоинство – это самооценка личности своих моральных, профессиональных и иных качеств. Достоинство представляет собой самоуважение человека, основанное на его оценке обществом.
В случае если его честь и достоинство будут опорочены, его самооценка может упасть, и он, в связи с произошедшим, может усомниться в уровне своего профессионализма, добропорядочности, что впоследствии может привести к определенным нравственным переживаниям.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что честь и достоинство – это взаимосвязанные и взаимодополняемые понятия, отражающие объективную оценку гражданина окружающим обществом и его самооценку.
Понятие репутации в его непосредственном лексическом смысле, как сложившееся мнение о гражданине, основано на оценке его общественно значимых качеств, в действующем российском законодательстве отсутствует. В действующем законодательстве говориться лишь о деловой репутации, представляющей собой сложившееся мнение общества о профессиональных достоинствах и недостатках физического или юридического лица, участвующего в деловом обороте (предпринимательской или иной экономической деятельности).
Употребление понятия «деловая репутация» применительно к тому или иному юридическому лицу представляется ясным, поскольку юридическое лицо организуется для участия, в первую очередь, в деловых отношениях, поэтому любые его качества неизбежно являются деловыми. В свою очередь, деловые качества гражданина – это качества, обеспечивающие осуществление гражданином деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей, или его эффективное участие в ней. Такая деятельность получает оценку в общественном мнении, то есть у гражданина складывается определенная деловая репутация. При этом необходимо отметить, что термин «деловая репутация» не равнозначен понятию служебной, профессиональной репутации, понятию престижа и авторитета.
Понятия «честь», «достоинство», «репутация» - близкие нравственные категории, принадлежащие гражданам с рождения и относящиеся к нематериальным благам наравне с жизнью, здоровьем неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, возможностью свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства и т. д. Понятия «честь», «достоинство», «репутация» также именуются гражданским законодательством нематериальными благами или личными неимущественными правами человека, реализующимися и защищающимися в соответствии с законом. В совокупности указанные понятия определяют «доброе имя гражданина», неприкосновенность которого гарантируется статьей 23 Конституции РФ. Эти права и блага защищаются гражданским законодательством как при жизни, так и после смерти их обладателей.
Гражданский кодекс рассматривает нематериальные блага как разновидность объектов, по поводу которых могут возникать гражданские правоотношения.
Все нематериальные блага и неимущественные права имеют основные схожие признаки, которые, главным образом, и отличают их от материальных благ:
1. Они лишены материального (имущественного) содержания, т.е. они не поддаются оценки в денежном выражении, для них не характерна возмезность.
2. Неразрывно связаны с личностью их носителя, т.е., по общему правилу, их невозможно отчуждать или передавать другим лицам по каким либо основаниям. Исключения составляют отдельные исключительные права принадлежащие юридическим лицам, например право на товарный знак, знак обслуживания.
3. Все они имеют специфику оснований их возникновения и прекращения.
Однако наличие у нематериальных благ таких признаков, как неотчуждаемость и невозмезность не должно рассматриваться как невозможность причинения их носителям экономических последствий, например, вследствие подрыва деловой репутации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Неотчуждаемость нематериальных благ не исключает того, что их осуществление и защита могут быть поручены третьим лицам, в частности законным представителям несовершеннолетнего или юристу, представителю по гражданским делам.